СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ФЕОФИЛАКТА АНТОНОВИЧА ОРЛОВА. Нина Чельцова.
- История
-  - Феофилакт Антонович Орлов  
- 24.01.2013 13:20
В прошедшем 2007 году исполнилось 175-лет
со дня рождения славного сына земли Рязанской
Феофилакта Антоновича ОРЛОВА.
В следующем, 2009 году, 26 октября исполнится
110 лет со дня его упокоении. Светлой памяти
беспримерного жизненного подвига рязанского
священника – «доброго гения» Рязанского
Епархиального Женского Училища – посвящаю сей рассказ.
В 1832 году в семье диакона Христорождественской церкви села Бежтвена Рязанской округи Антона Васильевича и Дарьи Харитоновны родился сын[1], которого при святом крещении нарекли редким именем Феофилакт (из греческого Theopylaktos – богохранимый). В детстве и юности он не отличался хорошим здоровьем, а постоянно прихварывал. Но, по счастью, «сила Божия в немощи совершается». Он был подвижным и любознательным, среди сверстников выделялся ярко выраженным возвышенным религиозным чувством и впечатлительностью.
В бытность учеником семинарии, он всячески стремился удовлетворить свою непомерную любознательность. Внимание даровитого отрока остановилось на греческих классиках, более доступных тогда для семинаристов, нежели русские писатели. Упорно преодолевая трудности, со словарём и грамматикой в руках, он ещё «в риторике» (1 и 2 классы семинарии) перевёл всего Гомера и Геродота и тем положил начало своим выдающимся знаниям греческой литературы древнего мира[2].
Феофилакт Антонович Орлов низшее образование получил в Рязанском духовном училище, среднее – в Рязанской духовной семинарии. В 1854 году он поступил в Московскую духовную академию[3], где был одним из лучших студентов своего курса. Но до такой степени увлекся чтением церковных историков и философов, что всё перемешалось в его миросозерцании. Переворот этот оказался столь тяжелым и мучительным, что впечатлительный от природы юноша нервно заболел и вынужден был, не окончив курса, оставить академию в 1857 году.
25 января 1859 года Ф.А. Орлов принял назначение на должность учителя Данковского духовного училища и в ту же ночь видел во сне обширное здание, переполненное учащимися девицами, и себя в виде старца-священника, расхаживающего по этому зданию. Сну этому он тогда не придал значения, а только подивился его явной несообразности с действительностью. (Перенесёмся вперед на 18 лет: в мае 1877 года Феофилакт Антонович опять увидит тот же самый сон. С этого дня повторившееся точь-в-точь сновидение он считал вещим, определившим его будущую деятельность).
Через 4 месяца Ф.А. Орлов был перемещён в Архангельскую духовную семинарию, а 1 декабря 1863 года – на должность учителя всеобщей истории Рязанской семинарии[4]. В 1965 году он принял сан священника и определён был к Рязанскому кафедральному собору[5].
При введении нового устава духовно-учебных заведений (1867) Феофилакту Антоновичу поручено было преподавание греческого языка. Кафедру эту он занимал до конца жизни. Под действием Божественной благодати в нём с годами воспитался могучий дух и возгорелось пламя Веры и Любви христианской. Он принадлежал к числу тех редких, глубоко уважаемых учителей, духовный образ которых запечатлевается в памяти на всю жизнь. Проницательный его ум замечал и возбуждал к деятельности умственные и нравственные дарования учеников. Многие воспитанники именно ему обязаны пробуждением своего сознания – в нём они увидели яркий пример стройного христианского миросозерцания и цельность натуры, непоколебимо стойких нравственных убеждений и богатырскую мощь духа.
27 мая 1877 года съезд депутатов духовенства избрал о. Феофилакта в члены совета Епархиального училища[6], только что преобразованного из «училища для девиц духовного звания». Оказавшись самым старшим в Совете, в соответствии с уставом, он занял место его председателя – так открылось перед ним широкое поле деятельности, обеспечившее ему впоследствии всеобщее заслуженное уважение и известность.
Смело и ревностно взялся он за реформирование женской духовной школы. На июньском съезде духовенства (1878) он выступил с предложением купить лучшую из продававшихся тогда в городе усадьбу, принадлежавшую надворному советнику И.М. Кедрову, и незамедлительно приступить к постройке каменного здания. Высокопреосвященный Палладий встретил этот проект с восторгом[7].
Феофилакт Антонович Орлов приступил к постройке нового здания совершенно без определённого фонда и без средств наличных, без помощников и даже при ироническом взгляде на это дело. Два года этот неутомимый труженик морально, физически и материально работал до забвения себя и своих личных, даже насущных, интересов над своим любимым детищем. С раннего утра до тёмной ночи, без отдыха, успевая только просидеть уроки в Духовной Семинарии и наскоро пообедать, он присутствует при производстве работ; вечером отправляется на окраину города в реформируемую им старую школу, чтобы наблюсти за выполнением своих реформ, а ночью пишет витиеватые пригласительные и благодарственные письма к благотворителям.
С просьбами о пожертвовании отец Феофилакт обратился ко всем без исключения епископам и из многочисленного сонма русских иерархов только двое оставили письма его без ответа; остальные не только жертвовали более или менее значительные суммы на постройку, но и почтили его ободряющими и поддерживающими письмами.
Всего в период 1878 – 1882 гг. собрано было пожертвований 45 тысяч рублей. В критические моменты, когда училищная касса оказывалась пуста, не задумываясь, неотложные расходы он покрывал из собственных средств. А всего за 22 года работы в Епархиальном училище его пожертвования составили около двух с половиной тысяч рублей[8] .
Составление общего плана и детальное распределение помещений было всецело делом Феофилакта Антоновича. Он руководил всеми работами по проектированию и строительству здания. С раннего утра и до глубокой ночи занимаясь делами постройки, о. Феофилакт следил за приобретением добротных материалов, сам нанимал рабочих и присматривал за ними – чтобы делали быстро и хорошо работы земляные и каменные, кирпичные и штукатурные, малярные, плотницкие, столярные, кузнечные, стекольные…
Благодаря его неутомимой энергии, к октябрю 1881 года величественное, во всех отношениях прекрасное здание было построено. Стоя на возвышенном, лучшем и срединном в городе месте, трехэтажный каменный дворец господствовал над окружающими зданиями и украшал своим великолепием город.
При входе в корпус устроено парадное крыльцо с асфальтовым помостом и железной (на толстых чугунных колоннах) кровлей, крыльцо. Отсюда – через тройные двери, глухие снаружи и стеклянные внутри, – вход в обширную переднюю или швейцарскую.
В нижнем этаже были размещены канцелярия училищного совета, приемная зала, квартиры начальницы, экономки и кастелянши, больница и столовая; в верхнем этаже было 6 обширных спальных, 2 комнаты для воспитательниц и кладовая; в среднем – 10 классных комнат и актовая зала.
Николай Васильевич Шумов
Двухсветная, с хорами, церковь – с изящным пятиярусным иконостасом работы рязанского художника Н.В.Шумова[9] – располагалась в выступающем центральном ризалите, над парадным крыльцом. На фронтоне здания красовалась полная чудной гармонии эмблема, олицетворявшая Веру, Надежду и Любовь, напоминая каждому о Евангелии, о помощи обездоленным, о любви к людям.
1 октября 1881 года училище было переведено в новое здание.
22 октября состоялось торжественное освящение училищного храма и корпуса.
Освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы совершил Преосвященный Августин, епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии.
Приготовивши все для освящения, сам Феофилакт Антонович, не желая выслушивать похвалы и благодарности за труды по устроению училища в свой адрес, скрылся на этот день из Рязани.
Заблаговременно им были заготовлены и разосланы печатные приглашения следующего содержания: «Совет Рязанского Епархиального женского училища, извещая Вас, что постройка нового здания для оного училища и церкви в оном, по милостивому промышлению Божию, благополучно доведена до конца, благопочтительнейше приглашает Вас к участию в радостнейшем для нас торжестве освящения церкви и здания, имеющем быть 22 сего октября – и общей молитве благодарения Невидимому Зиждителю и Благодателю Богу за благополучное выполнение предпринятого во имя Его дела»[10] .
На торжество освящения приглашены были высокие гости из числа чиновников и духовенства, а также все благочинные. Но совершилось оно без личного участия того, кто не зная ни днем, ни ночью покоя, не щадя сил и здоровья безвозмездно созидал всё это великолепие. Ф.А. Орлов отбыл из Рязани в ночь на 22 октября. Это было настолько неожиданным, что он счел необходимым объяснить свой поступок в письме к протоиерею П. Д. Павлову: «Честнейший о. Петр Дмитриевич! В рассеяние могущих возникнуть недоумений, предоставляю Вам оправдать перед духовенством моё отбытие, как найдёт возможным Ваше благоразумие, на основании моего следующего объяснения: было трудное время, когда я, чувствуя всю слабость своих сил, при скудных средствах для построения освящаемого ныне здания, искал ценного предмета, который мог бы отдать в виде приятнейшей жертвы Богу, в чаянии получить помощи от Него, и, в своем положении, в ту пору, не нашел более ценного, нежели отречение от личного присутствования на торжестве освящения строившегося здания во свидетельство искреннейшего признания пред всеми в том, что не мною построилось здание, как не моим открытием была и внезапная мысль о построении его. – Аще обещаеши обетъ Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его…»[11].
Так, благодаря неукротимому духу и несокрушимой энергии простого иерея, за два года осуществлено было то, что совсем недавно казалось возможным осуществить только через 20 лет. Духовенство Рязанской епархии выразило признание особых заслуг по устроению училища священнику Феофилакту Антоновичу Орлову тем, что на съезде 1882 года постановило «снять с отца Феофилакта портрет живописной работы и на память для потомства повесить его в одной из зал Епархиального женского училища»[12]. Феофилакт Антонович уклонился от этой чести. Собранные деньги он предложил направить на возведение пристройки, причем расходы на возведение третьего этажа принял лично на себя.
На докладе при отчете о постройке здания Высокопреосвященный Палладий выразил Феофилакту Антоновичу особенную благодарность и признательность за понесённые им труды. 27 марта 1882 года Ф.А. Орлов был Всемилостивейше сопричислен к ордену святой Анны 3-й степени[13]. При оставлении Рязанской кафедры (октябрь 1882), после продолжительной прощальной беседы, Высокопреосвященный Палладий облобызал отца Феофилакта, сделал ему земной поклон и со слезами сказал: «Земно кланяюсь Вам за труды Ваши великие»[14].
В этом же году последовало изменение устава епархиальных женских училищ: назначение председателя Совета было предоставлено архиерею, а не выбору съезда. Преемник Палладия епископ Феоктист 22 декабря 1982 года назначил председателем Совета другое лицо. А Феофилакт Антонович Орлов остался лишь в качестве члена Совета[15].
Несмотря на то, что новый архиерей не сочувствовал его широким строительным планам, в Совете училища положение стало тяжелым, а недоброжелатели распространяли оскорбительные слухи в его адрес, отец Феофилакт продолжал исполнять свой долг с прежним усердием и любовью, всемерно содействуя развитию любимого детища.
Покрывши долги, образовавшиеся от возведения пристройки в 1882 –1884 гг., он опять приступает к выполнению своих строительных планов. В 1892 году по его инициативе и под его личным руководством возводятся каменные службы стоимостью в 2938 рублей; в 1893-1894 гг. – каменное здание для больницы стоимостью в 17093 рублей. На эти постройки специальных сумм не было ассигновано. Они были осуществлены за счет сбережений по содержанию училища.
Флигель – больница Епархиального училища
В самые трудные минуты, когда всё нужно вынести на одних плечах, когда требовалась кипучая созидательная сила, отца Феофилакта можно было видеть впереди, хотя он и не старался показываться. В других случаях – в собраниях, перед начальством – он не забегал вперед, а садился в угол и думал свои думы. Уверенность в своей правоте и несокрушимая душевная мощь помогли ему перенести тяжкую годину испытаний и проявить в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами непоколебимое присутствие духа.
Ревизия учебного комитета при Святейшем Синоде, проверявшая училище в декабре 1887 года, освободила от нареканий поруганную честь Феофилакта Антоновича Орлова и восстановила его в звании исполняющего обязанности председателя Совета[16].
Кроме безвозмездных строительных трудов, мудрый педагог, поставленный во главе женского учебного заведения, заботился о его экономическом благосостоянии, о создании условий, благоприятных для здоровья воспитанниц, их обучения и воспитания. Буквально своими руками насадил он и взрастил тенистый сад при училище, тщательно охраняя каждое деревце от порчи и поломки. В самом начале своей деятельности (1878) отец Феофилакт обратил внимание на улучшение одежды и стола воспитанниц. Бушевал несказанно, если приобретался ненадлежащий, по его мнению, продукт питания.
Все 22 года службы при училище Ф.А. Орлов старался привлекать в училище преподавателей с высшим образованием. В первый же год своей деятельности (1877) он предложил прибавить один урок русского языка, затем ввел дополнительный урок педагогики, преподавание французского и немецкого языков. Заветным его желанием было открытие в училище седьмого педагогического класса.
Феофилакт Антонович безгранично любил своё детище. Возвышенные мысли сего благодетеля всегда устремлены были к лучшему. Он смотрел далеко вперед, горел жаждой знания и деятельности, был душою училища и проводником в жизнь нравственных начал. Редкий отец заботится о своем семействе так, как он заботился об училище. Феофилакт Антонович до всего лично прочитывал сочинения воспитанниц по разным предметам, делая необходимые замечания и указания. Справедливое признание его заслуг в этом отношении выразилось в том, что в 1884 году сослуживцы собрали 150 рублей и учредили на проценты с этого капитала награду имени священника Ф.А. Орлова (книгою) – для выдачи воспитанницам, показавшим отличные успехи в писании сочинений.
Заботясь о судьбе воспитанниц, не имеющих возможности окончить курс обучения из-за стесненных материальных условий, в 1890 году он основал Попечительство при Покровской церкви, которое ежегодно выдавало до 500 рублей нуждающимся воспитанницам[17].
Последней работой Феофилакта Антоновича была постройка нового трехэтажного каменного корпуса, начатого в 1898 году и ко дню его кончины возведенного вчерне. Больной изнемогающий старец, с ясным сознанием того, что ему остаётся немного жить на свете, проявляет ту же кипучую деятельность, как и 20 лет назад. Сам он выработал план здания, сам и осуществлял этот план, ежедневно, во всякую погоду, по несколько раз посещая постройку и приобретая наивыгоднейшим образом материал для нее.
В первый день мая 1899 года Феофилакт Антонович был награждён орденом святого Владимира 4-й степени – так неутомимый труженик, более всего избегавший похвал и почестей, довольствуясь лишь внутренним сознанием честно исполненного долга, приобрел для своих детей право потомственного дворянства.
от 10 сентября 1899 года действительный статский советник Григоревский констатирует, что из необязательных предметов весьма многие воспитанницы обучаются языкам французскому и немецкому. По заявлению ревизора, ему не приходилось ни в одном епархиальном женском училище замечать столь значительные успехи в этих языках, как в Рязанском.
Далее он отмечает, что училищное здание, лучшее в городе, содержится весьма опрятно; при нем довольно просторная усадьба с садом. Дисциплина и порядок строго поддерживаются. Здоровье воспитанниц, при хорошем питании и частых прогулках в саду, вполне удовлетворительное. Училищная экономия со времени ревизии в 1887 году достигла блестящего состояния.
Подводя итог, ревизор записал в своем отчете: «Все эти улучшения, а равно и громадная пристройка производятся при усердном содействии и заботливости и.о. Председателя Совета училища священника Орлова…». Ввиду таких услуг священника Орлова ревизор считает «своим долгом представить о его заслугах на благоволительное усмотрение Высшего начальства»[18].
За несколько дней до смерти Феофилакт Антонович получил благословение Святейшего Синода за выдающиеся ревностные труды по благоустроению епархиального училища.
Последнее заседание строительного комитета было в доме умирающего Феофилакта Антоновича 19 октября, а 26-го его уже не стало. Поистине самоотверженная до гроба преданность служения делу созидания общественного блага!
Феофилакт Антонович Орлов совершил свой жизненный путь так, как совершить его дано лишь немногим избранным. Всё в нем, начиная от покрова платья, походки, привычек, суждений, – до склада речи, образа мыслей и действий было своё, оригинальное. Оригинально не в смысле чудачества, а тем, от чего веяло убеждением, чистотой и цельностью натуры, что говорило за жизнь не по проторенным дорогам, не напоказ. Это был столп общественной нравственности – явление выдающееся и редкое! Глубокий сильный ум и деловая хватка, непреклонная железная воля и целеустремленность счастливо соединялись в нём с горячим любящим сердцем, недосягаемо возвышенными качествами души, стремлением к совершенству.
Улица Владимирская (ныне Свободы)
Феофилакт Антонович Орлов оставил по себе рукотворный памятник – здание одного из красивейших в городе зданий.
Здесь располагается теперь лучший рязанский университет.
«Не пристало нам» забывать, что и память он заслужил вечную – по словам, запечатленым на нетленных скрижалях: «Восхвалят разум его мнози, и до века не погибнет, не отыдет память его, и имя его поживет в роды родов. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть Церковь. (Сир. 39, 11-13).»!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 ГАРО. Ф 627, оп. 240, д. 1, св 152. Л. 64 об.
2 Памяти священника Феофилакта Антоновича Орлова. Изд.Попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, под ред М.М. Краснова. Рязань. Типогр. братства св. Василия. 1900. С. 3.
3 Там же.
4 Там же, с. 5.
5. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за ХVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 1. Сост. Iоанн Добролюбов. Зарайск, 1884. С. 18.
6 Памяти священника Феофилакта Антоновича Орлова. Изд.Попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, под ред М.М. Краснова. Рязань. Типогр. братства св. Василия. 1900. С. 6.
7. Епископ Рязанский в 1876 - 1882 гг.
8. Памяти священника Феофилакта Антоновича Орлова. Изд.Попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, под ред М.М. Краснова. Рязань. Типогр. братства св. Василия. 1900. С. 24.
9. Шумов Николай Васильевич (1827 – 1905), живописец, имел звание художника Императорской Академии Художеств. В 1857 году поселился в Рязани, через два года открыл иконописную и иконостасную мастерскую на улице Семинарской, слава о которой вскоре разошлась не только по Рязанской губернии, но и по всей Руси. Работы его хранятся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике и Рязанском художественном музее.
10. Лучинский А. Материалы для истории Рязанского Епархиального женского училища // Рязанские Епархиальные ведомости (отд. неофиц.). 1909. № 4, с. 154.
11. Там же. 1909. № 5. С. 189.
12. Памяти священника Феофилакта Антоновича Орлова. Изд. Попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, под ред М.М. Краснова. Рязань. Типогр. братства св. Василия. 1900. С. 16.
13. ГАРО. Ф.1280, оп. 1, д. 527, л. 231 об.
14. Памяти священника Феофилакта Антоновича Орлова. Изд. Попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, под ред М.М. Краснова. Рязань. Типогр. братства св. Василия. 1900. С. 15
15. Там. же. С. 17.
16. Там же. С. 21.
17. Там же. С. 28.
18. ГАРО. Ф. 625, оп. 4, д. 76а, л. 12 об. – 15.
Материал взят с сайта: "История, культура и традиции Рязанского края"