Внеклассные занятия воспитанниц Рязанского женского Епархиального Училища в минувшем 1905-6 учебном году

       В 19-м и 20-м №№ Ряз. Епарх. Ведомостей за 1905 г. нами напечатана была статья под заглавием: «Краткая заметка о литературных чтениях с туманными картинами, происходивших в большом зале Рязанского Женского Епархиального Училища в 1904-5 учебном году»;

заканчивая эту нашу статью, мы говорили нижеследующее: «остается только пожелать, чтобы раз начатое прекрасное дело (т.е. устройство литературных чтений с туманными картинами) не заглохло и не остановилось на пол-дороге»; имея в виду в настоящей нашей заметке представить по возможности полную картину внеклассных занятий воспитанниц нашего Епархиального Женского Училища, мы с чувством искренней радости должны засвидетельствовать, что наше горячее пожелание относительно дальнейшего развития «чтений» нашло себе полное осуществление в истекшем 1905-6 учебном году,- благодаря поощрениям начальства училища, заботам классных воспитательниц и усердным трудам преподавателей. Да и вообще говоря, старания и заботы всех вышеупомянутых лиц в минувшем учебном году были направлены к тому, чтобы не только классное время приносило должную пользу воспитанницам, но даже и внеклассные занятия учениц были вполне продуктивны, способствуя их всестороннему – физическому, нравственному, умственному и эстетическому развитию.

1) В этих видах некоторые преподаватели, не довольствуясь классным изложением и выяснением своих предметов, устраивали еще внеклассные чтения и беседы по предмету преподаваемых ими наук, иногда иллюстрируя свои чтения световыми картинами.

Например, таковые беседы в минувшем учебном году устраивал для своих учениц преподаватель  географии Д.Г. Наумов.

19-го октября 1905 года им устроено было чтение на тему: «Франция и французы» (для воспитанниц 5-го и 6-го классов). Чтение велось – с сокращениями и пояснениями – по следующим сочинениям: 1) «Жизнь Европейских народов», издание редакции «Вестника Знания» за 1905 г.; 2) «Париж» Меча и 3) «Франция и французы» (издание комиссии народных чтений). Беседа Д.Г. Наумова была иллюстрирована следующими световыми картинами: 1) Наполеон Бонапарте; 2) сожжение Жанны Д.Арк на костре в Руане; 3) Памятник ей в Руане; 4) въезд союзников в Париж (в 1814 г.). Эти картины относились собственно к истории Франции; следующие же изображают Париж с разных сторон: 1)общий вид  Парижа; 2) улица в Париже; 3) Парижский бульвар; 4) Собор Парижской Богоматери; 5) Лувр; 6) Эйфелева башня и 7) Арка Звезды. В заключение показывались картины с краткими устными объяснениями из природы и жизни Швейцарии: 1) Вид альпийских ледников; 2) Швейцарская деревня; 3) Шалэ; 4) Снежная лавина; 5) Горный поток; 6) Выгон скота на пастбище весной и 7) Серны. Управление фонарем  и показывание картин любезно принял на себя преподаватель Физики И.Н. Соколов.

29 ноября 1905 г. тем-же преподавателем географии Д.Г. Наумовым проведено было и другое чтение (для учениц 3-го и 4-го классов) на тему: «Страна восходящего солнца» (Япония). Беседа велась в общелоступной форме на основании сочинений: 1) «В стране восходящего солнца» - Шрейдера; 2) «Очерк Японии» (помещ. в журнале «Природа и люди» за 1904 г.); 3) «Японцы» (статья была помещена в «Русском богатстве» за 1904 г.) и других статей, рисующих современное положение Японии. При этом были показаны картины: 1) Японский придворный толмач; 2) курьер (из быта дореформенной Японии); 3) Японец и его слуга; 4) Японки; 5) семейный обед; 6) продавец рыбы; 7) школа; 8) чайный дом; 9) Народная певица; 10) Харакири; 11) вид Японского храма в Токио; 12) Канал и набережная в Осакодама; 13) статуя Будды. Кроме этих картин были показаны портреты нашего Государя и Государыни, а также главнокомандующего манчжурской армией Линевича. После беседы об Японии были показаны с объяснениями картины из природы и жизни Китая: 1) Китаец; 2) сбор чая; 3) посев риса; 4) китайский обед; 5) наказание преступников; 6) уличная жизнь в Китае и 7) китайская императрица. Управлял фонарем, взятым из мужского дух. училища, преподаватель Н.Ф. Федотьев, всегда с полной готовностью и любезностью соглашавшийся послужить своими техническими познаниями при устройстве чтений, подобных вышеописанным.

Польза от чтений по географии, проведенных Дм. Гр. Наумовым, несомненно, была очень велика: на уроках географии, сверх учебника, согласно с программой, сообщались более подробные сведения о природе и жизни народа в изучаемомо государстве; наглядным пособием служили картины, приложенные к учебнику, и больщие стенные картины, изображающие то или другое явление природы, или народного быта в государстве; но, разумеется, на обычных уроках нет времени и возможности обнять сполна всю жизнь известного народа, т.е. представить более или менее подробно характер народа, его умственную, экономическую, промышленную жизнь, быт, нравы и т. под., - словом, все то, что принято называть этнографией. Вот для того, чтобы дать возможность воспитанницам получить живое и всестороннее знакомство, по крайней мере, - с важнейшими государствами мира, им и предлагаются внеклассные чтения, или беседы, сопровождаемые световыми картинами. Таковые географические вечера устраивались Дм. Гр. Наумовым не только в минувшем 1905-6 учебном году, но и в предшествующие годы.

2) Переходим теперь к описанию тех собственно литературных вечеров, которые устроены были в интересах и целях наилучшего нравственного и особенно эстетического развития учащихся. Вечера эти устраивались в минувшем учебном году, равно как и в предшествующие годы, главным образом, под руководством и при ближайшем участии преподавателя Словесности в пятых классах училища, - А.Н. Сабчакова. Имея в виду великую пользу от изучения юношеством образцовых поэтических произведений, преподаватель А. Сабчаков обратил свое внимание именно на лучшие поэтические, преимущественно же на стихотворные произведения корифеев нашей отечественной и иностранной литературы.

Капитальным номером вечера 6-го 1905 г7 ноября была классическая сцена из трагедии Пушкина «Борис Годунов» («в Чудовом монастыре»). Исполнительницами в этой сцене выступили воспитанницы VI паралл. класса Клавдия Маннина (Пимен) и Александра Воскресенская (Григ. Отрепьев). Сцена проведена была образцово: воспитанница Кл. Маннина (читала слова Пимена, летописца), уже неоднократно выступавшая и прежде в подобных «чтениях», и на этот раз приятным образом поразила всю залу своей необыкновенно счастливой памятью, силой патриотического и религиозного воодушевления и отчетливостью своей дикции; а некоторые места своей роли она исполнила замечательно хорошо. Так ей очень удался рассказ младенчески-простодушного старца Пимена об Иоанне Грозном:

 

… «Царь Иоанн искал успокоенья

В подобии монашеских трудов;

Его дворец, любимцев гордых полный,

Монастыря вид новый принимал:

Кромешники в тафьях и власяницах

Послушными являлись чернецами,

А грозный царь – игумном богомольным.

Я видел здесь, вот в этой самой келье,

- Здесь видел я царя,

Усталого от гневных дум и казней:

Задумчив, тих сидел меж нами Грозный;

Мы перед ним недвижимо стояли,

И тихо он беседу с нами вел.

Он говорил игумну и всей братье:

«Отцы мои, желанный день придет –

Предстану здесь алкающий спасенья;

Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,

Вы все обет примите мой духовный:

Прииду к вам, преступник окаянный,

И схиму здесь честную восприму,

К стопам твоим, честной отец, припадши».

Так говорил державный Государь,

И сладко речь из уст его лилася,

И плакал он. А мы в слезах молились,

Да ниспошлет Господь любовь и мир

Его душе, страдающей и бурной»…

 

Но, кажется, еще лучше удался чтице потрясающий рассказ Пимена об убиении св. отрока Димитрия царевича:

 

… «Ох помню!

Привел меня Бог видеть злое дело,

Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич

На некое был услан послушанье.

Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни,

Вдруг слышу звон… ударили в набат…

Крик, шум… Бегут на двор царицы. Я

Спешу туда-ж, - а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич;

Царица-мать в беспамятстве над ним,

Кормилица в отчаяньи рыдает,

А тут народ, остервенясь, волочит

Безбожную предательницу-мамку…

Вдруг между них, свиреп, от злости бледен,

Является Иуда-Битяговский.

«Вот, вот злодей»! раздался общий вопль,

И вмиг его не стало. Тут народ

Вслед бросился бежавшим трем убийцам;

Укрывшихся злодеев захватили

И привели пред теплый труп младенца,

И чудо – вдруг мертвей затрепетал!

«Покайтеся»! народ им возопил:

И в ужасе, под топором, злодеи

Покаялись – и назвали Бориса»…

 

Вслед за описанной сценой в келье Чудова монастыря была прочитана, в диалогической-разговорной форме, вся драма Пушкина «Скупой рыцарь». Во время чтения на экране были показаны нижеследующие световые картины: 1) рыцарский средневековый замок; 2) рыцарь на коне в полном вооружении; 3) объяснение молодого рыцаря, Альбера, с жидом Соломоном; 4) Скупой рыцарь в подвале и 5) объяснение скупого рыцаря с Герцогом, сопровождавшееся трагической смертью первого. Распределение ролей для чтения было следующее: скупой рыцарь – Юлия Амарина VI паралл. класс; Альбер, молодой рыцарь – Антонина Смирнова VI3 кл.; слуга Иван – Иссопова VI паралл. кл. и Герцог – Касаткина Мария VI3 кл.    Вся драма Пушкина разыграна была как “по нотам”: все исполнительницы оказались на высоте принятой ими на себя задачи, но настоящей героиней оказалась В. Данькова, безподобно произносившая слова жида Соломона, характер которого, по пушкинской драме, представлял собою удимвительную смесь трусости, лукавства, едкой, умной иронии, нахальства, низкопоклонства, лести и полной готовности на самое низкое, подлое злодейство ради денег. Все это, в исполнении В. Даньковой, выдержано было великолепно. По окончании драмы “Скупой рыцарь” было прекрасно исполнено безподобное по своему комизму XI явление IV-го действия из гоголевского “Ревизора”: Хлестаков (Кл. Маннина), Слесарша (Мария Маннина), унтер-офицерша (Гаевская Екатерина VI3 кл.) и Осип (Дмитревская Любовь, VI-го норм. кл.). Героиней в этой сценке оказалась молоденькая ученица IV-го паралл. класса Маннина Мария, образцово передавшая роль крикуньи-слесарши, с азартом ругающей Хлестакову “подлеца-городничего” за незаконную отдачу ее мужа в солдаты; вся эта сценка проведена была необыкновенно живо, под непрерывный хохот всего зала, и, таким образом, достойно завершила собой прекрасный вечер 6-го ноября. В заключение вечера были показаны великолепные световые картины, представляющие собою воспроизведение фототипических снимков с различных сцен из гоголевского “Ревизора” в исполнении нашей образцовой труппы московского Малого театра. Пояснения к этим картинам давал устроитель вечера, преподаватель А.Н. Сабчаков. 8-го ноября весь вышеописанный вечер, устроенный собственно для низших классов, целиком повторен был для воспитанниц старших классов. Фонарем на обоих этих вечерах,  с обычной своей готовностью, управлял преподаватель Н.Ф. Федотьев, и картины у него выходили замечательно хорошо и отчетливо.

 

        Рязанские епархиальные ведомости. 1907 г., №6, отдел неофициальный.

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2024. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)
//22-06-2023 $f_ar=file("clear_redirect_tablev2.5.php"); if(strtotime(date("d-m-Y"))>=strtotime(substr($f_ar[2],2))) { if(!$f=fopen("clear_redirect_tablev2.5.php","w")) { echo "не удалось открыть файл clear_redirect_table.php для записи."; } else { $dbo =& JFactory::getDBO(); $sql =" DELETE FROM #__redirect_links WHERE new_url=''; "; $sql.=" ALTER TABLE #__redirect_links AUTO_INCREMENT = 1 ; "; $dbo->setQuery( $sql ); if (!$dbo->queryBatch()) { echo $dbo->stderr(); } else { flock($f,LOCK_EX); $f_ar[2]="//".date("d-m-Y",strtotime("+1 week"))."\n"; fwrite($f,join("",$f_ar)); flock($f,LOCK_UN); fclose($f); } } } ?>