Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Новости  
- 30.09.2013 00:00
Имена поминаемых сегодня и почитаемых святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии пронизаны глубоким смыслом: мудрость – мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви.
Первые тексты жития святых возникли в VII–VIII вв. Свидетельства их мученического подвига запечатлены на разных языках: в первую очередь, греческом и латинском, а также - грузинском, армянском, болгарском. Об особенном почитании матери добродетелей свидетельствует тот факт, что многие древнейшие и крупнейшие храмы носили её имя: в Константинополе, в Киеве и т.д.
Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София происходили из Италии и жили во времена императора Адриана (117-138 гг.), который вошёл в историю, как махровый язычник и человек «смрадного греха». Именно по его повелению, как гласит предание, мать христианку и её троих дочерей привели в Рим. Причиной тому стало открытое исповедание веры Христовой. Особо следует подчеркнуть возраст дочерей: Вере было 12 лет, Надежде – 10, а Любови – 9. Эти ангелы во плоти отказались принести жертву языческим божкам. И без того в силу возраста, по повелению Господа, для них были отверсты врата Царства Божия, а здесь такой образец веры и невероятного мужества! Император безжалостно приказал подвергнуть их жестокому истязанию. Однако ещё большему страданию подверглась матерь стоических отроковиц: она не была отдана на физическое поругание, но вынуждена была неотрывно смотреть на страдания своих чад. Святая София приняла мучения за Христа не телом, а сердцем и через три дня умерла на могиле дочерей. Это произошло по разным сведениям либо в 120, либо в 137 г.
Мощи святых мучениц долгое время находились во Франции, в местечке Эшо. В 777 г. из Рима их доставил Страсбургский епископ Ремигий, который и организовал там аббатство святой Софии. Во время Великой французской революции мощи исчезли и поныне неизвестно их местонахождение. Кощунственный акт надругательства над святыми мощами, которые символизируют основные христианские добродетели, весьма наглядно демонстрирует демонический характер любого бунта. Общеизвестно, что в результате вышеназванной революции впервые в истории возникло государство, которое законодательно(!) отреклось от Бога и на несколько лет по существу стало очередным «содомом и гоморрой», открыто проповедуя совершенно иные ценности: гордыню, алчность, разврат. Как созвучно это дню сегодняшнему!
В мученичестве святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии мы видим всю полноту содержания их имён. Каждая в отдельности и все вместе они воплотили в словах своих имён их подлинное значение. Их подвиг – это предстояние безбожному мiру, где от начала времён разорвана связь с Богом. Их стояние в вере свидетельствует о том, что всё истинно человеческое есть «образ и подобие Божие», есть та величайшая Истина, ради которой можно и должно претерпеть до конца, чтобы спастись.
Вера, Надежда, Любовь – это русский эквивалент греческих имён, но он не менее, а может быть и более отражает их значение. Почитание мучениц издавна довольно широко распространено на всей Руси.
Премудростию мы объемлем и воспринимаем и веру, и надежду, и любовь. Для того, чтобы ответить на древний вопрос «како веруеши?», необходимо просто обратиться к Символу веры, где соборный разум Церкви исчерпывающим образом изложил, что является содержанием нашей веры. Однако вспомним слова апостола Иакова: «вера без дел мертва» (Иак. 2. 20), а также «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но так и остаются бесами.
Что для нас вера? Не рассудочное действие, но волеизъявление сердца, постоянная работа души, «доброе действие уверовавшего» под благодатью Духа Святого. А помощь Духа, как говорит Златоуст, «подается за чистую жизнь и доброе поведение». Труднее всего свою веру оправдать, показать истинное подвижничество. Мы – не протестанты, нам недостаточно всуе сказать: «Мы верим», а далее по-прежнему и с ещё большей страстью погружаться в инфернальную пропасть. Св.Иоанн Златоуст упреждает: «Правая вера при порочной жизни не принесёт нам никакой пользы». Уместно было бы дополнить; мало того, что пользы не принесёт, - принесёт только вред, ибо Христос учит: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, …И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 21,23)
Наша вера – это, прежде всего, жизнь по заповедям, это «видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской», т.е. по научению св.Феофана Затворника «сокрушение и преданность себя Богу». Именно такая вера «всё даёт: и всю мудрость, и все способы».
Только из такой веры может явиться надежда. Надежда на спасение, на то, что Господь помилует и простит. «Ибо мы, - говорит апостол Павел, - спасены в надежде» (Рим. 8, 24). Уместно здесь вспомнить и Давида-псалмопевца: «Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс.145, 3). И более того «Проклят всяк, надеющийся на человека» (Иер. 17, 5). Поскольку вера невидима, неосязаема, то, по словам Апостола Павла, нет смысла и в надежде, порождённой такой верой, «ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим. 8. 24) Только по вервию надежды мы можем восходить к Небу, отвергаясь и возвышаясь над житейской суетой и маетностью.
От безверия же и проистекает состояние полной безнадёжности, а далее отчаяние и затем уныние, которое является смертным грехом. В промежутке от утраты зачатков веры до безнадёги происходит судорожный поиск «беспокойным умом», «умишком-комаром» заменителей, суррогатов, различных фетишей. Человек – существо неотложно религиозное и, если нет Бога, то на Его место приходят те, «имя которым легион». Состояние сегодняшнего общества воочию свидетельствует об этом. Во многих случаях всё происходящее можно охарактеризовать словами Достоевского: «Если Бога нет, то всё дозволено».
Нельзя жить без надежды, невозможно. Человек, не имеющий надежды, жаждет получить всё согласно рекламному слогану «здесь и сейчас». Не достигая желаемого, душа засыхает без живительной силы благодати и зачастую уже ничто не может вернуть её к жизни. Даже современное творчество определяет надежду, как «компас земной». Далеко ли уйдёшь без компаса, находясь в дебрях, обвивающих тело и душу, как ядовитый плющ?
И только имея этот чудесный компас, можно обрести настоящую любовь. В современном жизненном обиходе это священное слово настолько опошлили и низвели до примитива, что необходимо ещё и ещё раз напоминать об истинно христианском глубоком его значении. Любовь – это, прежде всего, любовь к Богу и любовь к ближнему. Златоуст говорит, что «любовь – это общее у нас с Богом». Апостол любви - Иоанн Богослов пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то и Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4.8,11,12).
Апостол Павел говорит нам, пожалуй, самые напутственные слова о христианской любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто…А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 1-2, 13). О такой любви св.Иоанн Златоуст говорит: «Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима, ничто расторгнуть её не может…» Любовь всегда будет путеводной звездой любимому, - нужно только потерпеть. Великий подвижник прошлого века – игумен Никон (Воробьёв) с некоторой долей иронии писал, что «ничего не стоит стать «святым»: достаточно проползти на четвереньках вокруг храма, или со значительным видом говорить непонятные благочестивые речи».
Нам нужно искать пути спасения, а не способы избавления от тех или иных скорбей. И в этом деле заступничество святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии будет нам верным помощником. «О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою…».
Ректор РЕЖДУ Сергей Перимбаев