Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных
- Новости  
- 21.11.2018 15:11
21 ноября Православная Церковь празднует день Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
Установление праздника связывается с решением Лаодикийского собора, который собирался за несколько лет до Первого Вселенского собора и осудил как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Выбор дня празднования обусловлен следующим: 1) в эпоху установления праздника ноябрь был девятым месяцем года, и выбор этого месяца символизирует девять чинов ангельских; 2) восьмой день месяца служит указанием на «день осмый» - Собор всех сил небесных в день Страшного суда.
Арха́нгел Михаи́л, Архистрати́г Михаил (др.-евр. Михаэ́ль - «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в православном христианство. Его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов.
По церковному преданию, Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница – самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда один из архангелов проявил верность Богу, и громко возгласив: «Кто как Бог?» или «Кто равен Богу?» (по-еврейски «Ми ка Эль?», по-русски звучит как «Михаил»), во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной) с другими падшими духами - бесами или демонами - с Неба. С тех пор святое (верное Богу) ангельское воинство возглавляют два архистратига: архангел Михаил и архангел Гавриил. И только Пресвятая Богородица - «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим».
В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч.Αρχιστρατηγός - главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (упоминание о споре архистратига Михаила с сатаной о теле Моисеевом в Соборном послании апостола Иуды (Иуд. 1:9)). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе архангел Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла, а также как покровитель вооруженных сил - защитников отечества.
Девять чинов ангельских согласно творению священномученика Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» суть следующие:
Первая степень: 1. серафимы (др.-греч. σεραφὶμ), 2. херувимы (др.-греч. χερουβὶμ), 3. престолы (др.-греч. θρόνοι)
Вторая степень: 4. господства (др.-греч. κυριότητες), 5. силы (др.-греч. δυνάμεις), 6. власти (др.-греч. ἐξουσίαι)
Третья сфера: 7. начальства (начала) (др.-греч. ἀρχαὶ), 8. архангелы (др.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. ангелы (др.-греч. ἄγγελοι)
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Изложение православной веры» несколько дополняет имена первых трех чинов: шестикрылые Серафимы (др.-греч. εξαπτέρυγων Σεραφίμ), многоочитые Херувимы (др.-греч. πολυόμματων Χερουβίμ), святейшие Престолы (др.-греч. αγιώτατων Θρόνων).
- Серафимы
В ивр. сара́ф - ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph[us] - seraphi[m], англ. Seraph - Seraphim и т. п. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим - серафимы.
Собственно серафимы упоминаются только в Ис. 6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога. В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы - чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.
-
Херувимы
Как и в слове «серафим», окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub[us] - cherubi[m], англ. Cherub - Cherubim или Cherubs. При заимствовании в русском языке форму мн. ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим - херувимы.
Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет. В Талмуде ивр. керуб произведено от арам. слова со значением - «подобный юноше». Делич дал другой вариант связки - «karubu» (великий, могущественный). В 1897 году Karppe, а затем Haupt предположили, что керуб может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый.
В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему. Также как и серафимы поклоняются Богу и служат нуждам людей.
-
Престолы
Престолы - согласно священномученику Дионисию Ареопагиту: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
-
Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. Dominationes (Кол. 1: 16) - наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
-
Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим. 8: 38; Еф. 1: 21) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
-
Власти, др.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes (Кол. 1: 16) - имеют власть укрощать силу дьявола.
-
Начала (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим. 8: 38; Еф. 1: 21; Кол. 1: 16) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
-
Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
-
Ангелы, ср.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни.
Архангелов всего семь:
-
Архангел Гавриил (др.-евр. Гавриэ́ль - сила Божия) - благовестник дел Божиих, охранник рая и руководитель ангелов, помогающих людям.
-
Архангел Рафаил (др.-евр. Рэфа́эль - «исцелил Господь») - дарующий исцеление Божие.
-
Архангел Варахиил (др.-евр. Варахиэ́ль - благословение Божие) - раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния.
-
Архангел Селафиил (др.-евр. Салафиэ́ль - «молитва к Богу») - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве.
-
Архангел Иегудиил (др.-евр. Иегудиэ́ль - хвала Божия) - поощритель трудящихся людей и ходатай о воздании за заслуги, учитель в труде и заступник в пути, покровитель священнослужителей.
-
Архангел Уриил (др.-евр. Уриэ́ль - «свет Божий, или Бог свет есть») - ангел света, просветитель умов, пророк, помощник при стихийных бедствиях, покровитель людей, занимающихся наукой.
-
Архангел Иеремиил (др.-евр. Иеремиэ́ль - высота Божия) - содействующий возвышению человека и его возвращению человека к Богуя