Неде́ля о мы́таре и фарисе́е
- Новости  
- 14.02.2022 10:43
Неде́ля о мы́таре и фарисе́е, Неде́ля мы́таря и фарисе́я (греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) - первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православных церквях; начало богослужений с использованием песнопений Постной Триоди.
В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 89-е (Лк. 18, 9–14), притча о мытаре и фарисее, откуда и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неде́ля» — это воскресенье). В притче рассказывается о двух людях, вошедших в храм. Один из них был ревностным фарисеем, тщательно выполнявшим предписания закона Моисея. Войдя в храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, но во время молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря: «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь...». А другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. В тот период Палестина входила в состав Римской империи и иудеи были вынуждены платить подати оккупантам. Соответственно, сборщики податей в пользу оккупантов - мытари, имели особый статус в иудейском обществе. Во-первых, они считались предателями своего народа. Кроме того, мытари очень часто злоупотребляли своим положением и обирали своих же соплеменников (например, Закхей мытарь), поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Помимо этого, сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейским религиозным законам, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.
Обличая фарисеев, Иисус Христос в своих беседах мытарей ставил в один ряд с блудницами: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». (Мф. 21, 31)
В притче Спасителя мытарь, в противоположность фарисею, в глубоком смирении не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, произнося свою молитву: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному». В конце притчи Спаситель говорит, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Притча Спасителя была направлены против фарисейского презрения других людей. Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк.18, 9-14). «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Из Евангелия известно, что евангелист Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).
В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной. Поется особое покаянное песнопение - «Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче…»
Песнопения Триоди этого дня связаны с притчей о мытаре и фарисее. Они проводят аналогии с людьми, говоря о том, что одни из них праведные в поступках, но склонны к гордому фарисейству; а другие грешны в образе жизни, но смиренны и склонны к искреннему - мытаре́ву покаянию. Через богослужебные тексты церковь учит, что для спасения недостаточно одних собственных, праведных внешних поступков (хотя они безусловно необходимы), но для каждого человека необходимо искреннее смирение, покаяние и любовь к ближнему, хотя бы и грешному человеку.
С понедельника после Недели мытаря и фарисея начинается сплошная седмица. Во все дни, включая среду и пятницу, согласно 49 главе Типикона мирянам можно есть всё, включая мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса. Причина отмены поста указана в этой же главе: «Подоба́ет ве́дати: я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии содержа́т по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сыр и яи́ца, в 9-й час. Миря́не же ядя́т мясо, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси».
Арцивуриев (греч. Ἀρτζιβουρίον) пост - это Арачаворк (арм. Առաչավորք) - «передовой» или «первый» пост, соблюдаемый в еретической монофизитской Армянской церкви, который бывает в ней за 10 седмиц до праздника Пасхи, как раз в седмицу после Недели мытаря и фарисея. В ходе полемики с армянами (еретиками-монофизитами) православные греки посчитали установление такого поста обычаем еретическим, и в противовес этому обычаю в эту седмицу пост совсем отменили.