Неделя первая Великого Поста. Торжество Православия
- Новости  
- 13.03.2022 14:48
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) - праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным - 19 февраля).
В воспоминание об этом событии, значимом для православного мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия». В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями.
К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Синодик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, придерживающихся еретических взглядов, и лиц, согрешивших против Церкви.
На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типикона Алексеевского монастыря (один из уставов так называемой Студийской группы) в Константинополе. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, святителей, монахов, а позже в него были добавлены имена русских еретиков. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4000 имён людей, объявленных еретиками. К 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.
Во времена советской власти в России во время совершения чина Торжества православия не провозглашались анафемы. В 90-е годы XX века провозглашение анафем было допущено на архиерейском богослужении, однако анафемы фактически либо не произносились совсем, либо произносились в урезанном виде. В настоящее время чин Торжества православия служится с произнесением анафем.
Анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви, это констатация факта отпадения определенных людей от таинственной жизни церковного тела.