Антипасха. Неделя апостола Фомы
- Новости  
- 01.05.2022 21:02
Антипа́сха, Неде́ля Антипа́схи, Фомина́ неде́ля, Неде́ля о Фоме, Фомино воскресенье, редко Неде́ля обновле́ния, Неде́ля но́вая (др.-греч. Κυριακή τοῦ Ἀντίπασχα ἤτοι ἡ ψηλάφησις τοῦ ἁγίου Ἀποστόλου Θωμᾶ, церк.-слав. Недѣ́лѧ а҆нтїпа́схи, е҆́же е҆́сть ѻ҆сѧза́нїе свѧта́го сла́внаго а҆по́стола ѳѡмы́) – христианский праздник, празднуемый в Православной церкви в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.
Древнегреческое слово Αντίπασχα (Антипасха) происходит от двух древнегреческих слов: ἀντι - приставка со значением подобия и πάσχα - Пасха.
Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день - в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).
В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит название первой пасхальной седмицы, которая в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остаётся в сердце крещённого навсегда.
Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Евангельский рассказ об уверении Фомы содержит три части, включающие сообщения о явлении Иисуса апостолам в день Его Воскресения из мёртвых:«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20, 19-20)
- об отсутствии Фомы и его неверии: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 24-25)
- и о уверении Фомы: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие»(Ин. 20, 26-29)
Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог - это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Блез Паскаль). Отрицать существование Бога человек может лишь в случае безумства – «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1).
Важной темой праздника является обновление всего творения Воскресением Христовым. В древнехристианском богословии, начиная, как минимум, с Послания Варнавы (конец I века), воскресный день мыслился первым днём седмицы - днём начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»
Богослужение связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам - собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»(Ин. 20, 25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня - Ин. 20, 19-31
По действующему Иерусалимском уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально и не относится. Так великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется; но на литургии поются изобразительные антифоны; вечером самого праздника совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» - Пс. 76); попразднество продолжается до следующей субботы, включительно. Кондак Антипасхи написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» - Иоанном Дамаскиным. Поэтические песнопения Антипасхи последовательно охватывают все основные темы праздника:
- человеколюбие и снисхождение Сына Божия («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» - стихира на стиховне)
- промыслительное неверие Фомы («Неверие веру известную роди…Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися…Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие…О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» - стихиры вечерни),
- обновление творения («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» — ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» - первая песнь канона утрени),
- первый и одновременно восьмой день будущего века («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» - седьмая песнь канона утрени)
В русском языке имя апостола Фомы со временем приобрело негативный оттенок. Словарь В. Даля дает такое определение: «Фома, от имени апостола - человек недоверяющий, склонный к сомнению». Всем знакомо выражение «Фома неверующий», которое тоже несёт отрицательный смысл.
В церковных СМИ не раз такой подход вызывал дискуссию. По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил в Воскресение Христа, но впоследствии, раскаявшись в своем неверии, обошёл со своей проповедью почти всю землю. Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, по некоторым сведениям, донес христианское учение до Китая. Фома настолько веровал во Христа, что не пожалел даже своей жизни и принял мученическую кончину. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошёл ко Господу.
Из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что изначально ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин. 20, 9). Для того чтобы они поверили, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин. 20, 20). Фома тоже не говорил: «не верю». Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
Восточные славяне называли праздник «Красной горкой». С этого дня начинался весенний период сельских свадеб, а также обходы дворов молодожёнов с поздравлением.
В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета.
Продолжалось приветствие «Христос воскрес» и одаривание яйцами.