Преполове́ние Пятидеся́тницы
- Новости  
- 18.05.2022 13:15
Преполове́ние (Преполове́ние Пятидеся́тницы, Преполовение Господне, греч. Μεσοπεντηκοστή) - христианский праздник, отмечаемый на 25-й день по Пасхе. Отмечается всеми Православными церквями.
Этимологически рус. пол~, полов~, греч. μεσο~ указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Пятидесятницей (днём Святой Троицы).
Преполовение Святой Пятидесятницы - один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило № 37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило № 20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста(конец IV века). Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII-VIII веков..
Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) - их произведения используются в богослужении и в настоящее время. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения Пятидесятницы был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Константинополя, некогда самого большого христианского храма в мире.
Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды по Пасхе и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья - неделя о самаритянке - совмещается со службой попразднества Преполовения Пятидесятницы. Предпразднства этот праздник не имеет.
Располагаясь в литургическом календаре между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения Пятидесятницы служит некоей связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Пятидесятницы Церковь напоминает и о приближении праздника Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения Пятидесятницы «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Накануне Преполовения Пятидесятницы Великая Вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:
- вечерний вход с кадилом;
- три паремии, подчёркивающие главную литургическую тему праздника – призвание всех людей к воскресшему Христу Богу.
И далее, как на Великой Вечерне. Однако стихиры Пасхи не поются.
Хотя совершается великая Вечерня, на Утрене нет Полиелея, но только Великое Славословие. На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона - Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.
На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян. 14, 6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника - проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей (Ин. 7, 14-30). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания) - ирмос девятой песни пасхального канона «Светися».
В иконографии подчёркивается тема Преполовения как праздника Христа-Учителя. Иконописцы отражают содержание праздничного Евангельского чтения.
В Пскове есть построенная в XV-XVI веках церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье, переданном в настоящее время Спасо-Елеазаровскому монастырю.