Вознесе́ние Госпо́дне
- Новости  
- 02.06.2022 11:44
Вознесе́ние Госпо́дне, часто просто Вознесе́ние (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου) - событие новозаветной истории, восшествие Господа Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет свт Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.
Согласно книге Деяний святых апостолов Господь Иисус Христос после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3), а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5). После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»(Деян. 1, 9-11)
О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16, 19-20) и от Луки (Лк. 24, 50-53).
Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Господом Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6, 62).
В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, в которых, по мнению Православной церкви, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2, 2-3), (Ис. 62, 10-12; 63, 1-3; 63, 7-9), (Зах. 14, 4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16, 9-20). Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало книги Деяний апостольских (Деян. 1, 1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24, 36-53).