Сы́рная седми́ца
- Новости  
- 20.02.2023 16:00
Сы́рная седми́ца (Сырная неделя, греч. Ἑβδομάς τῆς Τυρινῆς, церк.-слав. Сы́рная седми́ца) - подготовительная и последняя сплошная седмица в богослужебном уставе Православных церквей перед Великим постом, которая начинается с понедельника, непосредственно следующего после Недели о Страшном Суде.
Богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, поэтому в Православной церкви дни сырной седмицы не являются праздничными в отличие от празднования народной Масленицы. Про эту седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Начиная с вечерни недели стихиры на стиховне Октоиха заменяются стихирами из Постной Триоди, а на утрени с понедельника поются седальны Постной Триоди и трипеснец на каноне из неё же. Подготавливая верующих к длительному посту и объясняя его значение через богослужебные тексты, Православная церковь учит, что пост всегда полезен, во время него ослабевают бесовские искушения, вместе с постящимся пребывают ангелы, поскольку с помощью поста человек очищается.
Богослужение в среду и пятницу имеет сходство с великопостным. Начиная с вечерни во вторник, читается молитва Ефрема Сирина, на которой молящиеся в церкви кладут земные и поясные поклоны. На утрени вместо песнопения «Бо́гъ Госпо́дь и яви́ся на́мъ…» поется Аллилуйя с постовыми стихами. В среду и пятницу не положено, согласно Типикону, совершать Божественную литургию. В субботу Сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов в подвиге поста просиявших - Собор всех преподобных. А в последний день сырной седмицы, в воскресение, вспоминается Церковью за богослужением грехопадение и изгнание первых людей из Рая - Неделя сыропустная, а на повечерии в этот же день совершается Чин прощения.
В IX веке Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, в настоящее время используемые церковью в Сырную седмицу.
Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено вкушать мясо во все дни этой седмицы; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Отсутствие поста в среду и пятницу Устав (Типикон) объясняет следующим образом в 49-й главе: «По вече́рни же въ си́хъ дву́хъ дне́хъ (среды̀ и пятка̀), яди́мъ сы́ръ и я́ица, еди́ною дне́мъ разрѣша́юще пра́вила тетради́товъ и якови́товъ».
Об истории поста в эту седмицу, то есть о причинах отказа от мяса, повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.