Сы́рная седми́ца

Сы́рная седми́ца     Сы́рная седми́ца (Сырная неделя, греч. Ἑβδομάς τῆς Τυρινῆς, церк.-слав. Сы́рная седми́ца) - подготовительная и последняя сплошная седмица в богослужебном уставе Православных церквей перед Великим постом, которая начинается с понедельника, непосредственно следующего после Недели о Страшном Суде.

Богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, поэтому в Православной церкви дни сырной седмицы не являются праздничными в отличие от празднования народной Масленицы. Про эту седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Начиная с вечерни недели стихиры на стиховне Октоиха заменяются стихирами из Постной Триоди, а на утрени с понедельника поются седальны Постной Триоди и трипеснец на каноне из неё же. Подготавливая верующих к длительному посту и объясняя его значение через богослужебные тексты, Православная церковь учит, что пост всегда полезен, во время него ослабевают бесовские искушения, вместе с постящимся пребывают ангелы, поскольку с помощью поста человек очищается.

Богослужение в среду и пятницу имеет сходство с великопостным. Начиная с вечерни во вторник, читается молитва Ефрема Сирина, на которой молящиеся в церкви кладут земные и поясные поклоны. На утрени вместо песнопения «Бо́гъ Госпо́дь и яви́ся на́мъ…» поется Аллилуйя с постовыми стихами. В среду и пятницу не положено, согласно Типикону, совершать Божественную литургию. В субботу Сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов в подвиге поста просиявших - Собор всех преподобных. А в последний день сырной седмицы, в воскресение, вспоминается Церковью за богослужением грехопадение и изгнание первых людей из Рая - Неделя сыропустная, а на повечерии в этот же день совершается Чин прощения.

В IX веке Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, в настоящее время используемые церковью в Сырную седмицу.

Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено вкушать мясо во все дни этой седмицы; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Отсутствие поста в среду и пятницу Устав (Типикон) объясняет следующим образом в 49-й главе: «По вече́рни же въ си́хъ дву́хъ дне́хъ (среды̀ и пятка̀), яди́мъ сы́ръ и я́ица, еди́ною дне́мъ разрѣша́юще пра́вила тетради́товъ и якови́товъ».

Об истории поста в эту седмицу, то есть о причинах отказа от мяса, повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2024. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)
//22-06-2023 $f_ar=file("clear_redirect_tablev2.5.php"); if(strtotime(date("d-m-Y"))>=strtotime(substr($f_ar[2],2))) { if(!$f=fopen("clear_redirect_tablev2.5.php","w")) { echo "не удалось открыть файл clear_redirect_table.php для записи."; } else { $dbo =& JFactory::getDBO(); $sql =" DELETE FROM #__redirect_links WHERE new_url=''; "; $sql.=" ALTER TABLE #__redirect_links AUTO_INCREMENT = 1 ; "; $dbo->setQuery( $sql ); if (!$dbo->queryBatch()) { echo $dbo->stderr(); } else { flock($f,LOCK_EX); $f_ar[2]="//".date("d-m-Y",strtotime("+1 week"))."\n"; fwrite($f,join("",$f_ar)); flock($f,LOCK_UN); fclose($f); } } } ?>